26 апреля — Новое видео в разделе «История физики»

Средневековая западная наука достигла своего пика в XIII (оптика) и XIV (механика) веках. Общий кризис средневековья достиг в XV веке и науки, хотя были исключения в картографии и астрономии.

Чтобы преодолеть кризис, одни ученые искали и переводили старые рукописи, вторые возродили схоластику, третьи же обратились к природе и ремеслам, пытаясь сформировать новый подход к науке (Парацельс даже сжигал научные труды предшественников).

Все это происходило на фоне крайне значимых событий для человечества в целом: осваивание нового континента, религиозный раскол в Европе, беспрестанные войны и бурное развитие искусства.

В XVI веке развиваются оптика, магнетизм, математика и, конечно, гелиоцентризм. Но книга Коперника поначалу окажется почти незамеченной, также как и внедрение математики в основу образования. Однако в следующем веке это станет основой научной революции.

Из лекции Вы узнаете:

  • о противоречивой роли гуманистов, религиозных реформаторов, астрологов и алхимиков;
  • какое именно образование получили Коперник, Галилей и Кеплер;
  • исторические первые аргументы за и против системы гелиоцентризма;
  • есть ли тайна в работах Леонардо;
  • как учили великанов;
  • почему хвалили глупость;
  • рациональный подход к изучению географии ада;

Вы также познакомитесь с научной генеалогией, узнаете, как связывали мистицизм с экспериментом, а астрономию с медициной. А также о том, чем занималась жена алхимика, первый рецепт мороженого, какая польза от комет, сверхновых, иезуитов и союзов по любви.

Рассказывает Тохадзе Ирина Константиновна, старший преподаватель кафедры молекулярной спектроскопии физического факультета СПбГУ

12 апреля — Новое видео в разделе «Науч-поп от профессиональных физиков»

Конечно, не «оптика в Матрице», а «Матрицы в оптике». Лекция посвящена интересному свойству простых оптических систем, состоящих из линз: каждую линзу можно представить как матрицу 2х2. Мы разберемся, что такое матрицы, откуда они берутся и как перемножаются. Затем мы получим вид матриц, соответствующих распространению и преломлению света в среде, и решим несколько не самых простых задач с их помощью.

Лекцию читает Шейкин Антон Андреевич, доцент кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц Физического факультета СПбГУ

5 апреля — Новое видео в разделе «Науч-поп от профессиональных физиков»

Квантовая и релятивистская физика утверждают, что содержанием. Но даже с точки зрения классической механики их форма затрудняет решение сколько-нибудь широкого класса задач. На лекции мы поговорим о том, как переписать второй закон Ньютона в более удобной форме: в виде системы дифференциальных уравнений не второго, а первого порядка. Мы научимся рисовать графики, характеризующие поведения таких систем — фазовые портреты, разберем несколько примеров из физики и биологии, а также поговорим о том, зачем это нужно и где встречается. Подробности можно прочитать, к примеру, в замечательной научно-популярной книге одного из главных специалистов по динамическим системам, академика Д. В. Аносова «Дифференциальные уравнения: то решаем, то рисуем»

Лекцию читает Шейкин Антон Андреевич, доцент кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц Физического факультета СПбГУ

28 марта — Новое видео в разделе «Науч-поп от профессиональных физиков»

В этом видео вы узнаете историю открытия явления сверхпроводимости и его влияние на развитие физики в XX веке. Также мы выясним, в основе каких современных приборов лежат сверхпроводники и как они могут улучшить нашу жизнь в ближайшем будущем.

Лекцию читает Решетников Даниил Дмитриевич, специалист ресурсного образовательного центра «Физика» Научного парка СПбГУ

21 марта — Новое видео в разделе «Чем занимается современная физика»

Когда физикам наскучили их обычные материальные задачи, они полезли к живым и стали ковырять. Так появилась биофизика. Доковырявшись достаточно глубоко, осознали, что все живые по сути своей являются самореплицирующимися кучками молекул.

Вы узнаете:

  • как побеждать раков;
  • во что складываются белки и чем на это посмотреть;
  • как заставить ДНК улыбаться;
  • можно ли подчинить хаос, в котором мы все обитаем;
  • с кем стоит дружить если ты – биофизик.

Рассказывает Ревегук Захар Вячеславович, выпускник кафедры биофизики физфака СПБГУ.

Сайт кафедры: http://molbioph.niif.spbu.ru/

14 марта — Новое видео в разделе «История физики»

Имя Эйнштейна, как правило, принято ассоциировать с относительностью. В самом деле, кажется, что идея относительности была для Эйнштейна путеводной звездой, раз он не успокоился после создания частной теории относительности и потратил еще десять лет на разработку общей.

Однако при более пристальном взгляде оказывается, что главной целью Эйнштейна на протяжении всей жизни было объединение разных областей физики, а относительность была лишь рабочим инструментом. О том, что, как и насколько успешно пытался объединять Эйнштейн, мы и поговорим.

Рассказывает Шейкин Антон Андреевич, доцент кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц физического факультета СПбГУ

https://philsci-archive.pitt.edu/9825/ — Статья Д. Лемкуля о том, почему геометризация физики была для Эйнштейна не целью, а средством,

https://arxiv.org/abs/1709.02284 — описание именно такой геометризации электромагнетизма, которую искал Эйнштейн, а нашли слишком поздно,

https://arxiv.org/abs/2103.13854 — статья о том, почему относительности в общей теории относительности не больше, а меньше, чем в специальной.

7 марта — Новое видео в разделе «PhysNews»

В этом видео вы узнаете, может ли защитить мокрая голова от удара молнии, почему землетрясение нарушило все планы исследователей гравитационных волн, а также что обнаружил телескоп Горизонта событий в галактике М87 спустя год после первых наблюдений.

Рассказывает Решетников Даниил Дмитриевич, специалист ресурсного образовательного центра «Физика» Научного парка СПбГУ

29 февраля — Новое видео в разделе «Разное»

Про Единый Государственный Экзамен знают все – и школьники, и их родители. Широко распространено мнение, что необходимо готовиться именно к ЕГЭ, в том числе и по физике, а не к самому предмету.

Так можно ли хорошо сдать ЕГЭ по физике, если хорошо знаешь именно физику, и ничего не знаешь про «нюансы ЕГЭ»?

Мы пригласили физика-теоретика, кандидата физ.мат.-наук, известного популяризатора науки, обладателя премии российского общества «Знание» 2021 года в номинации «Преподаватель — просветитель года» — Шейкина Антона Андреевича. Порешать без предварительной подготовки один из вариантов ЕГЭ по физике 2023.

Посмотрим, кто кого...

Шейкин Антон Андреевич, доцент кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц Физического факультета СПбГУ, Блашков Илья Владимирович, канд. физ.-мат. наук, инженер-исследователь кафедры радиофизики Физического факультета СПбГУ

О науке физика, ЕГЭ, физфаке СПбГУ и многом другом - в группе Абитуриенты ФФ: https://vk.com/abit_phys_spbu

25 февраля — Новое видео в разделе «Разное»

Основная информация о поступлении, направлениях обучения, преспективах после окончания физфака и главных преимуществах факультета. Рассказывает заместитель декана физического факультета СПбГУ Владимир Александрович Чирков.

Больше информации о поступлении на физфак СПбГУ и бесплатных мероприятиях для школьников по физике в группе в вк: https://vk.com/abit_phys_spbu

22 февраля — Новое видео в разделе «Чем занимается современная физика»

В последние годы нельзя спокойно открыть любой научно-популярный ресурс, не увидев там новостей про построение квантового компьютера, манипуляции над отдельными атомами и квантовую запутанность.

Почему же эта темы, с первого взгляда далёкие друг от друга, так привлекают исследователей? 

И почему для понимания сегодняшнего уровня квантовых технологий нам надо знать оптику, квантовую механику, теорию информации, физику твёрдого тела и теорию поля?

Как связаны задача моделирования излучения чёрных дыр и стеклянный светоделитель?

За несколько минут мы попробуем осветить на вопрос что же такое современные квантовые технологии, где и как этому научиться и зачем это всё нужно?

Рассказывает Вашукевич Евгений Александрович, доцент кафедры общей физики I Физического факультета СПбГУ