Какие основные открытия были сделаны в XVIII─XIX веке?
Почему в классической физике постепенно накапливались противоречия и какие именно?
Почему в начале XX века появились новые фундаментальные теории, но при этом классическая физика осталась актуальной?
Вы узнаете:
как химия стала наукой, а палеонтологи определили необходимый возраст Солнца;
о границах применимости ньютоновской физики и о том, в чем Ньютон оказался не прав, а потом снова прав (но уже вместе с Гюйгенсом);
о научных премиях и научных институтах;
о спектрах, промышленном приборостроении и таблице Менделеева;
об ультрафиолетовой катастрофе и о том, как появилась постоянная Планка;
об опытах Майкельсона-Морли и Резерфорда, и об их роли;
о гипотезе, которую доказывали более двух тысяч лет и о «годе чудес» Эйнштейна;
о принципе соответствия и принципе неопределенности, а также о том, чем эфир был похож на вибраниум;
о двух знаменитых мужьях Марии Анны Пьеретта Польз, английских карикатурах, выдающейся самоизоляции Генри Кавендиша, о дедушке и внуке Чарльза Дарвина, и о солнечных затмениях, случившихся в неудачное место и время.
Лектор: Ирина Константиновна Тохадзе, кандидат химических наук, старший преподаватель кафедры молекулярной спектроскопии.
Лекция посвящена истории открытия водорода, его практического применения в технике. Представлена хронология и логическая связь наиболее значимых открытий и этапов развития водородной энергетики. Большой интерес представляет использование этого газа в качестве источника энергии для работы, как тепловых двигателей внутреннего сгорания, так и топливных элементов, которые напрямую преобразуют энергию реакции окисления водорода в электричество. Именно переход от углеводородного топлива на транспорте на чисто водородное позволило бы решить назревшие к настоящему времени экологические проблемы в крупных городах и развитых странах.
В докладе обсуждаются вопросы, возникающие на пути такого перехода, к которым относятся следующие:
Поиск наиболее экономически выгодных способов получения водорода,
Проблема охрупчивания металлов при проникновении в них водорода,
Способы аккумуляции водорода для мобильного применения,
Способы преобразования энергии реакции окисления водорода в механическую работу,
Концепт-проекты водородных автомобилей,
Проблемы водородной инфраструктуры.
Также в лекции рассматривается история открытия и применения термоядерной энергии, а также перспективы применения изотопов водорода в качестве топлива для управляемых термоядерных источников энергии – токамаков, стеллаторов, лазерных установок ядерного синтеза и др.
В лекции сделана попытка описать современное состояние исследований и достижений в области водородной энергетики, а также перспективы ее развития.
Читает лекцию кандидат физико-математических наук, доцент кафедры электроники твёрдого тела Евгений Александрович Денисов.
Научно-технический прогресс незаметно окружил нашу жизнь компьютерами. Они в стиральной машине и в телефоне, в автомобиле и телевизоре. Они умеют составлять прогноз погоды и управлять самолетом, играть в игры и сочинять стихи. А ведь еще в 40-х годах XX века компьютер могли быть размером с дом, программированием и обслуживанием которого занимались десятки людей. К середине 60-х они уменьшились и некоторые «даже» стали помещаться в комнату. Первые же персональные «домашние» компьютеры появились лишь в середине 70-х. С этого момента компьютер поселился в доме - как кошка.
Всегда хотели узнать, когда появилась физика в нашем современном понимании? Тогда эта лекция для вас. Мы совершим небольшое путешествие по странам Европы и узнаем, кто вносил свой вклад в становление физики как науки, откуда возникла потребность в экспериментальном познании природы, и как связаны друг с другом виконт Фрэнсис Бэкон и механик Галилео Галилей.
Лектор: Даниил Дмитриевич Решетников , специалист ресурсного образовательного центра по направлению физика Научного парка СПбГУ.
1700-1750 гг — это годы между концом научной революции и началом промышленной революции. Быстро развивалась математика (в ней только что появились производные и интегралы) и теоретическая физика (с теоретической механикой и гидродинамикой), а вот теория электричества только делала первые шаги.
Велись постоянные споры, как о приоритетах (даже среди близких родственников), так и о том, что сохраняется: «живая сила» или «количество движения» (спойлер – сохраняется и то и другое). Все реже использовали латынь, и ученые, зачастую, разделялись на национальные направления.
Вы узнаете:
о политической карте Европы того времени и об изменениях физической карты;
самом первом российском академике и о заслугах Леонарда Эйлера;
о неправильных гипотезах, служанке, которая раскрыла тайну вечного двигателя и о проблеме вампиров;
о самой популярной науке того времени — ботанике и о Лапландии, где решался спор между Ньютоном и французской наукой;
об изобретениях — от душек для очков и фарфора до парового двигателя и громоотвода;
о том, почему так сложно было морякам определить долготу, а врачам посчитать пульс;
а также об опасности поцелуев и столовых приборов, первых профессорах-женщинах и «физике для дам».
Лектор: Ирина Константиновна Тохадзе, старший преподаватель кафедры молекулярной спектроскопии физического факультета СПбГУ.
В рамках этой лекции мы поговорим о развитии физики во второй половине XVIII века. Сначала установим, с каким "багажом" физика шагнула в это пятидесятилетие и в каких условиях развивалась, затем выделим основные разделы физики, получившие развитие в этом периоде, и уделим каждому из них внимание.
Вас ждёт знакомство с множеством незаурядных исследователей и изобретателей того времени: Эйлер, Ломоносов, Кавендиш и др. Также не обойдётся без демонстраций: посмотрим на паровую машину в действии, оценим по достоинству изобретения Вольты, пронаблюдаем загадочные фигуры Хладни и немного поиграем с дифракционными решётками.
"Как найти гальваническую пару? Из чего сотканы "тонкие материи"? И, наконец, причём здесь суп?" - на эти и другие вопросы ищите ответы в этой лекции.
Лекцию читает Ольга Дмитриевна Шевцова, магистр кафедры физики твердого тела физического факультета СПбГУ.
Начало 19го века - это время признания волновой теории света, зарождения представления об электромагнитных полях, объединения имеющихся знаний в полноценные теории и заложения фундамента для дальнейших удивительнейших открытий. И не смотря на то, что 19 век в большей степени известен как период систематичного и глубокого изучения именно электрических явлений, в действительности в равной мере росли познания во всех отраслях физики.
Вы узнаете:
как были открыты инфракрасное и ультрафиолетовое излучение;
кто сформулировал один из фундаментальных законов природы;
какой опыт (и вместе с тем открытие какого явления) послужил доказательством применимости представления о волновой природе света;
о том, какие закономерности и опыты позволили ученым говорить об атомном строении вещества;
как зародилась спектроскопия;
о том, чем пользуются астрономы и астрофизики при поиске экзопланет;
о единстве тепла, света, электричества и магнетизма;
о неудачах, приведших к удивительным и самым важным открытиям.
Лекцию читает Анастасия Константиновна Борисик, магистрантка кафедры фотоники физического факультета СПбГУ
История физики во второй половине XIX века замечательна тем, что в это время окончательно формируется свод законов классической физики и человечество подошло к мысли, что познание мира с точки зрения физики заканчивается и не остаётся никаких тёмных пятен. Однако вместе с обобщением и уточнением законов классической физики стали всё больше проявляться эти самые тёмные пятна, что привело к созданию квантовой физики и теории относительности в XX веке. На лекции мы познакомимся с сутью и историей открытия законов классической физики в период 1850-1900 гг. и узнаем, какие такие непреодолимые проблемы не дали физике успокоиться и прекратить своё развитие в конце XIX века.
На лекции вы узнаете:
• Что такое энтропия и тепловая смерть Вселенной; • Что такое мировой эфир и как работы Дж. Максвелла заставили отказаться от этой концепции; • Об открытии электромагнитной природы света и как это связано с созданием теории относительности; • Об открытии аномальной дисперсии света, а также почему небо голубое что такое «Зелёный луч»; • Что такое ультрафиолетовая катастрофа и как в неё не попасть; • Об открытии фотоэффекта и рентгеновских лучей.
Лекцию читает Алексей Сергеевич Конашук, старший преподаватель кафедры электроники твердого тела физического факультета СПбГУ.
Научная революция, произошедшая в физике в начале двадцатого века, по своему масштабу не имела аналогов. Две новых теории, перевернувших представления о мире — теория относительности и квантовая механика — казались настолько чуждыми классической физике и здравому смыслу, что многим трудно было представить, как ученые могли до них додуматься. Принято считать, что эти две теории возникли из двух незначительных «облачков на горизонте» классической физики и стали для ученых полной неожиданностью. Однако более пристальный взгляд на физику конца позапрошлого века показывает, что серьезных проблем у классической физики было куда больше. На этой лекции я расскажу о нескольких таких проблемах: тепловых свойствах твердых тел и газов, солнечной энергии, спектрах атомов и распространении электромагнитных волн. Мы разберемся, кому принадлежат слова о «двух облачках» и из чего они на самом деле состояли, имел ли кекс с изюмом хоть какое-то отношение к моделям атома, могла ли реальность существовать без квантовой механики, и о многом другом.
Лекцию читает Антон Андреевич Шейкин, старший преподаватель кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц физического факультета СПбГУ.