Буря в стакане: как задача с параметром обернулась катастрофой

Кипение и замерзание жидкостей, равно как и другие фазовые превращения, всегда привлекали особенное внимание физиков своей внезапностью и синхронизмом: стоит, к примеру, только чуть-чуть недоглядеть за варящимся кофе, как он уже неудержимо рвется из турки. В середине прошлого века был предложен изящный способ описания фазовых переходов, основанный на так называемой теории катастроф — математической теории, изучавшей поведение корней многочленов при изменении их коэффициентов. Вскоре методами теории катастроф начали пытаться объяснять и другие явления — от разрушения зданий до бунтов в тюрьмах. О том, что все эти явления имеют общего между собой, а также о том, что к их пониманию может прибавить математическая теория катастроф, мы и поговорим.

Вы узнаете:

  • пригодятся ли в жизни и творчестве задачи с параметром из ЕГЭ?
  • что складка на ковре может рассказать о закипании воды, а сомбреро — о намагничивании железа?
  • что опаснее: пугать злую собаку или злить испуганную?
  • и не только это!

Лекцию читает Антон Андреевич Шейкин, кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц.

Вопросы безопасности физического эксперимента

Мы искренне надеемся, что многолетний цикл лекций «Физика для всех» пробудит в наших зрителях интерес к физике, в частности, к физике экспериментальной. А это значит, что, рано или поздно, вам предстоит оказаться в физической лаборатории, или даже создать такую лабораторию самостоятельно. В обоих случаях, следует помнить о возможных источниках опасности жизни и здоровью экспериментатора, хорошо знать и понимать физические причины возникновения этих опасностей. Этим вопросам и посвящена наша сегодняшняя лекция.

Лекцию читает Андрей Сергеевич Михайлов, ведущий специалист Образовательного ресурсного центра по направлению физика Научного парка СПбГУ.

Подробнее...

Восток-1 как гармонический осциллятор: чему нас может научить полет Гагарина?

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин облетел всю землю за полтора часа — сложно найти человека, который бы усомнился в историческом значении этого события. Но помимо исторического, существует еще и педагогическое значение полета Гагарина, о котором мы и поговорим на этой лекции. Оказывается, что описание движения по околоземной орбите имеет много общих черт с описанием колебаний шарика на пружинке, и эти две задачи, будучи поставлены рядом, могут ощутимо друг друга обогатить.


Вы узнаете:

  • как вывести и решить уравнение колебаний, не зная дифференциальных уравнений,
  • тяжело ли приходилось Незнайке на Луне,
  • зачем копать колодец до центра Земли,
  • и что будет, если промазать мимо центра,
  • и многое другое.

Лекцию читает Антон Андреевич Шейкин, кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц.

Динамические системы на отрезке.

Итерации непрерывных отображений на отрезке являются простейшими примерами нетривиальных динамических систем. Эти примеры идут гораздо дальше того, что может ожидать неискушенный слушатель. Отчет об их исследовании можно считать введением в современную математическую теорию хаоса. 

Читает лекцию доктор физико-математических наук, профессор кафедры математической физики Александр Александрович Федотов.

Подробнее...

Загадочные Х-лучи, судьба удивительного и знаменитого открытия

В лекции будет рассказано об открытии рентгеновских лучей, способах их генерации и механизмах взаимодействия с веществом; рассмотрены периоды усиленного интереса к рентгеновским лучам, связанным с развитием представлений о строении атома и становлением квантовой теории, развитием теории твердого тела и, конечно использованием синхротронного излучения. Будут рассмотрены не только фундаментальные, но и прикладные аспекты исследований с применением рентгеновских лучей.

Читает доктор физико-математических наук, профессор кафедры электроники твердого тела Елена Олеговна Филатова.

Подробнее...

Законы Ньютона от Аристотеля до Эйнштейна

Лекция посвящена истории механики с упором на три закона Ньютона и классическую теорию тяготения (тоже своего рода закон Ньютона).

Поговорим о том:

  • когда появился каждый из законов Ньютона и как Аристотель сформулировал бы один из этих законов;
  • чем формулировки самого Ньютона отличаются от современных;
  • как Галилей придумал постулат теории, которая появился почти через 3 столетия после его смерти;
  • кто ввел в науку момент силы и за сколько столетий до этого его уже начали изучать.

Подробнее...

Законы сохранения в физике и их связь со свойствами пространства-времени

В лекции будут рассмотрены формы законов сохранения в различных областях общей физики, таких как механика, термодинамика, электромагнетизм. Также, речь пойдет об уравнении неразрывности и его приложениях. Будет представлен анализ ЗСЭ, ЗСИ и ЗСКД и их вывод из общих преставлений о симметриях пространства-времени. В завершение, будет осуществлен переход к уравнениям Ньютоновской механики исходя из верности законов сохранения.

Читает лекцию преподаватель Академической гимназии им. Д.К. Фаддеева СПбГУ, аспирант кафедры общей физики-1 Евгений Александрович Вашукевич.

Подробнее...