Измерения в космосе: что нам прислали после "бип-бип" в 1957

Наблюдения в космосе. От «бип-бип» в 1957-ом к будущему.

В космос каждый год запускают десятки ракет, среди спутников военного и телекоммуникационного предназначения встречаются и научные аппараты. В лекции вы узнаете, какие существенные научные открытия были и будут сделаны именно в космосе, почему они невозможны или крайне сложны на Земле.

Вы узнаете:

  • о возможностях измерений в космосе: что, как и зачем там наблюдают;
  • какими чудесными бывают инженерные решения и какими нелепыми ошибки;
  • как умудрялись не верить приборам и прозевать открытия;
  • как десятилетиями искали несуществующих черных кошек;
  • как теряли и спасали миссии в миллионах километров от Земли без Брюса Уиллиса.

Лектор: Апатенков Сергей Вячеславович, доцент Кафедры физики Земли.

Подробнее...

Изобретатели радио.

Читает лекцию кандидат физико-математических наук, профессор кафедры радиофизики Григорий Александрович Дружинин.

 

Искусственный интеллект в науке: прогресс или кризис?»

Мы часто видим новостные заголовки в стиле «Художник создал при помощи искусственного интеллекта новую картину» или «Нейронная сеть научилась писать классическую музыку». Наряду с этим мы знаем, что технологии искусственного интеллекта уже используются не только для решения сложных научных и технических задач, но и в повседневной жизни: умные гаджеты, голосовые помощники – для их создания использовались все те же алгоритмы машинного обучения. В рамках этой лекции я постараюсь вас убедить, что эти технологии – не абстрактное и недостижимое знание, а полезный и доступный каждому навык, которому обязательно стоить начать учиться уже сегодня.

Мы поговорим об истории развития машинного обучения, разберемся, как изменялись методы анализа экспериментальных данных и почему в этом была необходимость. Также мы не обойдем стороной и негативную сторону вопроса: почему в последнее время становится все больше невоспроизводимых исследований, а результаты экспериментов становится все более и более непредсказуемыми. Мы проанализируем основные ошибки начинающих ученых и разберемся, как их можно избежать.

Лектор: Решетников Даниил Дмитриевич

Подробнее...

История и проблемы водородной энергетики

Лекция посвящена истории открытия водорода, его практического применения в технике. Представлена хронология и логическая связь наиболее значимых открытий и этапов развития водородной энергетики. Большой интерес представляет использование этого газа в качестве источника энергии для работы, как тепловых двигателей внутреннего сгорания, так и топливных элементов, которые напрямую преобразуют энергию реакции окисления водорода в электричество. Именно переход от углеводородного топлива на транспорте на чисто водородное позволило бы решить назревшие к настоящему времени экологические проблемы в крупных городах и развитых странах.

В докладе обсуждаются вопросы, возникающие на пути такого перехода, к которым относятся следующие:

  1. Поиск наиболее экономически выгодных способов получения водорода,
  2. Проблема охрупчивания металлов при проникновении в них водорода,
  3. Способы аккумуляции водорода для мобильного применения,
  4. Способы преобразования энергии реакции окисления водорода в механическую работу,
  5. Концепт-проекты водородных автомобилей,
  6. Проблемы водородной инфраструктуры.

Также в лекции рассматривается история открытия и применения термоядерной энергии, а также перспективы применения изотопов водорода в качестве топлива для управляемых термоядерных источников энергии – токамаков, стеллаторов, лазерных установок ядерного синтеза и др.

В лекции сделана попытка описать современное состояние исследований и достижений в области водородной энергетики, а также перспективы ее развития.

Читает лекцию кандидат физико-математических наук, доцент кафедры электроники твёрдого тела Евгений Александрович Денисов.

Подробнее...

К экзотическим островам.

О сверхтяжелых элементах.

Читает лекцию кандидат физико-математиччеких наук, доцент кафедры ядерно-физических методов исследования Александр Константинович Власников.

 

Как потрогать ДНК и зачем нам это делать

ДНК составляет молекулярную основу всего живого. Можно сказать, что ДНК — это инструкция как собирать другие молекулы. «Читая» информацию, закодированную в ДНК, клетка с помощью специальных инструментов может собрать РНК, а затем и белок. Причем тут физика?

Итак, вы узнаете:

  • причем тут все-таки физика;
  • как можно потрогать одну маленькую молекулу ДНК;
  • как сложить из ДНК смайлик;
  • как исправить ДНК, которая нам не нравится;
  • зачем нам все это делать.

Лекцию читает Михаил Андреевич Панфилов, лаборант-исследователь НИК "Нанобио".

Как свет помогает познавать окружающий мир?

С точки зрения современной физики как науки о природе и ее фундаментальных законах, и физическом эксперименте как способе познания окружающего мира, в лекции будет рассказано о том, что такое свет сам по себе, каковы его свойства, чем он отличается от вещества, как с ним взаимодействует и какую информацию об окружающем мире можно в результате этого получить. В частности, речь пойдет о природе различных оптических явлений и как с их помощью можно узнать состав, структуру и свойства вещества, измерить расстояние и время, получить информацию о размере, форме и движении тел. Также будет затронута тема использования света и в повседневной жизни: зрение, сохранение и преобразование световой энергии, передача информации, искусство.

Читает лекцию магистр физики, научный сотрудник мега-лаборатории «Фотоактивные нанокомпозитные материалы» Алексей Сергеевич Андреев.

Подробнее...

Как создать новую теорию?

Хотели бы вы узнать, как создаются новые фундаментальные теории, на опыте тех, что работают на благо общества уже сотни лет?

Их связь с симметриями нашего мира и вообще, как получить всю фундаментальную физику лишь из нескольких "детских" утверждений?

В этой лекции мы с вами погрузимся в историю одного закона, который называли "величайшим объединением достигнутым человеческим разумом". Хотя и с современной точки зрение это выглядит довольно-таки наивно, на его примере нам удастся понять, что формулировка любого закона лежит на эксперименте, чтобы оправдать то, что далее мы полностью забудем про него.

Далее мы посмотрим, каким тривиальным требованиям должна удовлетворять новая теория, чтобы прийти на место старой?

А также, более сложные, уже современные, требования, откуда они взялись?

На примере специальной теории относительности Эйнштейна, которая является чудесным примером того как в истории сильно ошибались, желая "закрыть" фундаментальную физику (что происходит в среде обывателей и сегодня), а лишь из-за небольшого расхождения появились и СТО, и Квантовая механика, и Физика твёрдого тела, и т.п.

После уже начнутся серьёзные дела: мы обзорно построим квантовую механику без банальных котов Шрёдингера и частиц/людей, проходящих через стенку (последнее мы даже развенчаем), а также поймём, почему она такая не понятная?

В конце же, посмотрим, что сделали физики из СПбГУ в построении Квантовой механики, на примере Владимира Фока, основателя кафедры Квантовой механики в СПбГУ, и как на ней мы пытаемся продолжать традиции.

Лекцию читает Денис Геннадьевич Севостьянов, лаборант-исследователь, кафедра квантовой механики.

Подробнее...

Квантовая запутанность для самых маленьких.

В этой лекции пойдёт речь прежде всего о том, почему всё в микромире обязательно должно быть квантовым, и о том, что эта «квантовость» из себя представляет. Также мы постараемся понять:

  • как Эйнштейн наошибался на нобелевскую премию;
  • как жить с осознанием того, что ты частица и волна одновременно;
  • как перестать на каждой лекции рассказывать про кота Шрёдингера. Или не перестать.

Лекцию читает Евгений Александрович Вашукевич, инженер-исследователь лаборатории квантовой оптики кафедры общей физики-1

Подробнее...