Альберт Эйнштейн и Великое Объединение: к 145-летнему юбилею
Имя Эйнштейна, как правило, принято ассоциировать с относительностью. В самом деле, кажется, что идея относительности была для Эйнштейна путеводной звездой, раз он не успокоился после создания частной теории относительности и потратил еще десять лет на разработку общей.
Однако при более пристальном взгляде оказывается, что главной целью Эйнштейна на протяжении всей жизни было объединение разных областей физики, а относительность была лишь рабочим инструментом. О том, что, как и насколько успешно пытался объединять Эйнштейн, мы и поговорим.
Рассказывает Шейкин Антон Андреевич, доцент кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц физического факультета СПбГУ
https://arxiv.org/abs/1709.02284 — описание именно такой геометризации электромагнетизма, которую искал Эйнштейн, а нашли слишком поздно,
https://arxiv.org/abs/2103.13854 — статья о том, почему относительности в общей теории относительности не больше, а меньше, чем в специальной.
История физики XVI века
Средневековая западная наука достигла своего пика в XIII (оптика) и XIV (механика) веках. Общий кризис средневековья достиг в XV веке и науки, хотя были исключения в картографии и астрономии.
Чтобы преодолеть кризис, одни ученые искали и переводили старые рукописи, вторые возродили схоластику, третьи же обратились к природе и ремеслам, пытаясь сформировать новый подход к науке (Парацельс даже сжигал научные труды предшественников).
Все это происходило на фоне крайне значимых событий для человечества в целом: осваивание нового континента, религиозный раскол в Европе, беспрестанные войны и бурное развитие искусства.
В XVI веке развиваются оптика, магнетизм, математика и, конечно, гелиоцентризм. Но книга Коперника поначалу окажется почти незамеченной, также как и внедрение математики в основу образования. Однако в следующем веке это станет основой научной революции.
Из лекции Вы узнаете:
о противоречивой роли гуманистов, религиозных реформаторов, астрологов и алхимиков;
какое именно образование получили Коперник, Галилей и Кеплер;
исторические первые аргументы за и против системы гелиоцентризма;
есть ли тайна в работах Леонардо;
как учили великанов;
почему хвалили глупость;
рациональный подход к изучению географии ада;
Вы также познакомитесь с научной генеалогией, узнаете, как связывали мистицизм с экспериментом, а астрономию с медициной. А также о том, чем занималась жена алхимика, первый рецепт мороженого, какая польза от комет, сверхновых, иезуитов и союзов по любви.
Рассказывает Тохадзе Ирина Константиновна, старший преподаватель кафедры молекулярной спектроскопии физического факультета СПбГУ