9 класс - Осень

1.1-01. Закон Гука

В данной работе Вы можете изучить разные виды упругих деформаций на примере спиральных пружин, которые можно исследовать как по одиночке, так и соединив их параллельно или последовательно; а также деформаций тонкой пластины и упругой резинки. Вы сможете проверить, действительно ли растяжение или изгиб тела прямо пропорционален приложенной силе тяжести - т.е. проверите справедливость закона Гука.

9 классосеньонлайнмеханика

1.1-03. Законы сохранения импульса и энергии

Данная работа посвящена экспериментальной проверке законов сохранения импульса и энергии - фундаментальных законов физики. В данной работе рассматривается частный случай этих законов, описывающий движение тел и их взаимодействие в рамках классической механики. В данной работе вы проведете серию экспериментов по исследованию прямолинейного движения тел на воздушном треке при наличии и отсутствии внешних воздействий, а также исследуете процессы столкновения нескольких тел. Вы узнаете, как описать движение тел и их взаимодействие, использовав такие теоретические понятия как импульс и энергия. На основе полученных экспериментальных данных вы сделаете выводы о применимости законов сохранения импульса и полной механической энергии тел при их движении и взаимодействии.

9 классосеньмеханикаонлайн

1.1-05. Баллистический маятник

Баллистический маятник представляет собой массивный металлический цилиндр, на одном из торцов которого есть полость, заполненная пластилином. В полость производится выстрел пулей. По амплитуде колебаний маятника можно рассчитать скорость пули и сравнить её со скоростью, полученной непосредственным измерением времени пролета пули через световые ворота. Также предлагается рассчитать массу пластилинового груза, чтобы от выстрела пули он совершал поворот на 360 градусов - так называемую мёртвую петлю.

9 классосеньмеханикаонлайн

1.1-06. Определение плотности тела

В данной работе Вы определите плотность различных тел правильной и неправильной формы. В работе объем определяется методом гидростатического взвешивания.

9 классосеньмеханика

1.2-06. Исследование центробежной силы

Данная работа познакомит Вас с понятием центробежной силы. Вам будет предложено измерить центробежную силу, действующую на вращающееся тело, и выяснить, как зависит эта сила от массы тела, расстояния до оси вращения и частоты вращения. Во второй части работы Вы сможете изучить поверхность жидкости во вращающемся сосуде, а также рассчитать угол наклона тела, прикрепленного к стенке сосуда нитью, для заданнойугловой скорости вращения сосуда.

9 классосеньмеханикаонлайн

1.3-01. Математический маятник

Математический маятник - это простейшая модель физического тела, совершающего колебания. Он представлен в виде некоторого тела, подвешенного на невесомой нерастяжимой нити или лёгкого стержня. Период колебаний такого маятника тогда теоретически зависит только от длины нити и не зависит от амплитуды колебаний и от массы тела. В данной лабораторной работе Вы сможете проверить границы применимости понятия математического маятника и зависимости периода только от длины нити.

9 классмеханикаосень

1.3-02. Гармонические колебания. Пружинный маятник

В данной работе Вы изучите гармонические колебания на примере пружинного маятника. Измерив периоды собственных колебаний пружинного маятника, найдёте коэффициенты жёсткости нескольких пружин, проверите зависимость периода и частоты колебаний от массы груза и коэффициента жёсткости пружины. В дополнительном задании Вы проверите формулы для жёсткости систем пружин при последовательном и параллельном соединении.

9 класс11 классмеханикаонлайн

повышенная сложность

1.4-01. Свойства волн на поверхности воды

При всем многообразии волн их поведение во многом одинаково. В однородной среде волны распространяются по прямым линиям с постоянной скоростью, изменяя направление и скорость в тех местах, где изменяются физические свойства среды. Изучение волн одного типа позволяет исследователю узнать, что можно ожидать от других типов волн. На поверхности воды в плоской ванне с использованием генератора волн и различных препятствий можно наблюдать явления как отражение, преломление, интерференция, дифракция, прохождение через собирающую и рассеивающую линзы и т.д.

9 класс11 классмеханикаповышенная сложностьонлайн

3.3-01. Генерация электрического тока

Работа посвящена изучению одного из трех видов электрических машин - генератора. На долю таких устройств приходится более 90% всей вырабатываемой на Земле электроэнергии. Рассматриваются четыре вида генераторов: генератор переменного тока с вращающимися магнитными полюсами постоянного магнита и неподвижным статором, генератор переменного тока с неподвижными магнитными полюсами постоянных магнитов и вращающимся якорем, генератор переменного и постоянного тока с возбуждением от внешнего источника. Исследуются их характеристики.

9 классвеснаэлектромагнетизм

3.3-06. Трансформатор

Данная работа позволяет подробно изучить работу электротрансформатора. Вам предстоит собрать схему и исследовать работу трансформатора в трех основных режимах: режим холостого хода, режим короткого замыкания и режим работы под нагрузкой, варьируя входное напряжение, число витков в катушках и тип сердечника и сравнивая полученный результат с теоретическим расчетом. Тех, кто успешно освоит эту часть работы, ждёт задание с «длинной линией».

9 классвеснаонлайнэлектромагнетизм

3.3-08. LC-контур

Колебательный контур – очень важная часть любой современной радиоаппаратуры. В настоящей работе вы познакомитесь с тем, как ведут себя конденсатор и катушка индуктивности в цепях постоянного и переменного тока по отдельности и вместе, изучите реакцию, LC – цепи на одиночный импульс и периодический сигнал, познакомитесь с явлением резонанса и найдёте резонансную частоту колебательного контура. Важным с практической точки зрения станет исследование влияния качества и типа провода на передачу сигнала.

9 классвеснаэлектромагнетизм

3.4-06. Электромагнитная индукция

Эта лабораторная работа поможет вам ближе познакомиться с явлением электромагнитной индукции. Классический эксперимент, демонстрирующий возникновение электродвижущей силы на обмотках катушки, внутрь которой вводится полосовой магнит, дополняется возможностью измерения скорости движения магнита. На следующем этапе исследования место магнита занимает катушка, через которую пропускается постоянный ток. Такие эксперименты дают возможность напрямую исследовать зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного поля, и, тем самым, проверить справедливость закона Фарадея.

9 классонлайнповышенная сложностьэлектромагнетизм

4.1-02. Геометрическая оптика. Собирающая и рассеивающая линзы

В геометрическая оптика (в отличае от волновой и квантовой оптики) изучаются законы распространения света на основе представлений о световых лучах. Такой подход может быть использован, например, для проектирования оптических приборов. В настоящей работе вам предлагается познакомиться с основными понятиями и методами геометрической оптики, оценить её границы, исследуя сферические и хроматические аберраци.

9 класс11 классвеснаоптика

4.3-01. Оптические спектры и спектральные приборы

Данная лабораторная работа позволяет на практике познакомиться с явлением разложения видимого света на составляющие при помощи простых оптических приборов: призмы и дифракционной решетки. Обсуждается природа наблюдаемого явления, изучаются различия сплошного и линейчатого спектров. Исследуются спектры наиболее распространенных источников света (лампа накаливания, люминесцентная лампа, светодиод).

9 класс11 классвеснаоптика

Анализ размерностей в решении физических зада

Все физические величины имеют определенную размерность — факт, который пытаются вложить в голову своих учеников все учителя физики. Но размерность — это не только навязчивые метры, килограммы и градусы, за отсутствие которых в ответе могут снизить баллы. Это еще и отражение глубоких закономерностей строения физических законов, а вдобавок еще и мощное подспорье в решении задач.

На этой лекции, которая продолжает начатую в «Подобии в природе» тему, вы узнаете:

  • почему емкость конденсатора можно измерять в сантиметрах;
  • как за пять минут оценить давление в центре Земли;
  • когда нужно и почему можно измерять длину, ширину и высоту разными «метрами»,
  • и многое другое.

Лекция будет полезна тем, кто уже закончил 8 класс.

Лекцию читает Антон Андреевич Шейкин, кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц.

 

Плазма в ближнем космосе, великолепие и опасности

С детства мы узнаем и изучаем три состояния вещества, иногда слыша про некоторое странное четвертое, плазму. Может показаться, что плазма или ионизированный газ - это некоторая экзотика, что-то редкое и труднодостижимое. На самом деле экзотика - это мы с вами, наша Земля и первые 100км земной атмосферы, а выше уже плазма, и как раз это нормальное состояние для 99% вещества во Вселенной.

Околоземное пространство - уникальная природная лаборатория, которая позволяет исследовать процессы в плазме как с Земли, так и с помощью космических аппаратов. И эти спутники летали и летают не напрасно - к сегодняшнему дню физики достаточно хорошо стали понимать, как описывать и моделировать процессы в космической плазме, и на пути от Солнца (основного источника плазмы) до Земли и в непосредственной близости от нашей планеты. В лекции вы узнаете, как же физики разбираются с четвертым состоянием вещества, где и когда смотреть полярные сияния, как узнавать о них заранее, какие опасности космическая плазма для нас представляет.

Лекция рекомендована для школьников 9 классов и старше.

Лекцию читает Сергей Вячеславович Апатенков, доцент Кафедры физики Земли.

Подобие в природе: проблемы Гулливера в стране лилипутов

Мы поговорим о том, каким образом меняются физические законы на разных масштабах расстояний, а также о следствиях этих изменений в живой и неживой природе:
– зачем слону толстые ноги, а пингвину – короткие,
– почему все деревья примерно одной высоты, и похожи на свои ветки, а ветки — на листья,
– каковы перспективы горнолыжного спорта на Марсе,
– как определить мощность ядерного взрыва по фотографии.

Лекция будет полезна слушателям с 8 класса.

Лекцию читает Антон Андреевич Шейкин, кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц.