5. Электромагнитные волны

Все установки находятся в помещении 414.
Все работы из подраздела обычно находятся на одном лабораторном столе и выполнение двух работ из одного подраздела обсуждаются отдельно, так как это не всегда возможно.

Раздел  "Электромагнитные волны" cожержит два подраздела:

  1. Микроволновое излучение.
  2. Рентгеновское излучение.

51-01. Микроволновое излучение (СВЧ).

Часть 1. Распространение, отражение и преломление микроволнового излучения.

Законы отражения и преломления света, а также фотометрические законы, справедливы и для электромагнитных волн в других частотных диапазонах, что в свою очередь является подтверждением волновой природы света. В настоящей работе предлагается провести исследование поведения электромагнитных волн в СВЧ диапазоне (10 ГГц) и выполнить проверку основных законов.

Часть 2. Поляризация микроволнового излучения.

Исследовать природу электромагнитных волн можно на примере излучения СВЧ диапазона (10 ГГц). В работе предлагается проверить наличие поляризации электромагнитного излучения. Исследовать материалы, влияющие на пропускание, отражение электромагнитного излучения и поворот его поляризации. В заключение предлагается познакомиться практическим применением полученных знаний для организации «спутникового» канала передачи данных в Х-диапазоне.

Часть 3. Дифракция и интерференция микроволнового излучения.

Знакомство с интерференцией и дифракцией электромагнитного излучения в СВЧ диапазоне по сравнения с оптическим диапазоном является более крупный размер элементов, на которых эти явления наблюдаются. Это позволяет без осложнений проводить измерения. В работе предстоит исследовать дифракцию излучения на щели и интерференцию излучения после прохождения двух щелей.

Теоретический минимум: 

Лабораторная работа рекомендуется для учащихся __ классов.

Подробнее...

52-01. Изучение формирования излучения рентгеновской трубки.

Работа состоит в знакомстве с принципами работы классического источника рентгеновского излучения - рентгеновской трубки. Для этого предлагается использовать явление брэгговской дифракции на монокристалле. В данной работе вы узнаете, что такое тормозное и характеристическое рентгеновское излучение и как его можно разложить в спектр.

 Теоретический минимум: .

Лабораторная работа рекомендуется для учащихся 11 классов (старше 16 лет).

Подробнее...

52-02. Брэгговская дифракция: определение параметра решетки неизвестного монокристалла.

Работа состоит в более близком знакомстве с явлением брэгговской дифракции. Вы познакомитесь с фундаментальными принципами работы со спектральной техникой на простом примере дифракции на монокристалле из поваренной соли NaCl. Вы узнаете, как влияет межплоскостное расстояние в монокристалле на спектральное разрешение и научитесь определять межплоскостное расстояние в неизвестном монокристалле.

 Теоретический минимум: .

Лабораторная работа рекомендуется для учащихся 11 классов (старше 16 лет).

Подробнее...

52-03. Неупругое рассеяние рентгеновских лучей. Эффект Комптона.

В данной работе вы повторите исторический опыт Артура Комптона и самостоятельно откроете неупругое (с изменением длины волны) рассеяние рентгеновских лучей на легких атомах. Вы узнаете, как комптоновское рассеяние зависит от угла рассеяния, и сможете самостоятельно измерить комптоновскую длину волны электрона.

Теоретический минимум: .

Лабораторная работа рекомендуется для учащихся 11 классов (старше 16 лет).

Подробнее...

52-04. Изучение поглощения рентгеновских лучей.

Работа состоит в знакомстве с явлением поглощения рентгеновских лучей различными материалами от углерода до серебра. Вы узнаете, что такое истинное фотопоглощение, как оно зависит от толщины поглотителя, почему серебро поглощает рентгеновские лучи сильнее, чем алюминий и много другого.

 Теоретический минимум: .

Лабораторная работа рекомендуется для учащихся 11 классов (старше 16 лет).

Подробнее...

52-05. Рентгеновская томография.

Вы поймете, как с помощью рентгеновских лучей можно просветить предмет насквозь и увидеть то, что скрыто и нельзя увидеть глазом. Вы научитесь получать 3D-изображения предметов и их составных частей, скрытых внутри оболочки: пуля в деревянном бруске, лягушка в пенопластовом футляре и др. Можно изучать свои собственные предметы.

Теоретический минимум: .

Лабораторная работа рекомендуется для учащихся 11 классов (старше 16 лет).

Подробнее...